Крепостной театр
Книга посвящена актёру Михаилу Семеновичу Щепкину ,одному из основоположников русской актёрской школы
Герцен написал "Сороку-воровку" под впечатлением рассказа о встрече Щепкина с актрисой -прообразом.
Актёрская техника

  • строил роль на резких сменах в поведении персонажа
  • сочинял героев из множества скрупулезно разработанных деталей
  • любил спектакли «с переодеваниями»
Он утвердил на сцене принцип, положенный позже К.С.Станиславским в основу его «системы», – принцип внутреннего оправдания роли, приема, сценического задания.
Его актёрское дарование многогранно

  • в провинции исполнял самые разнообразные роли, в том числе женские (в то время это была не редкость)
  • участвовал в балетах
  • «появлялся в трагедиях и драмах, где играл роли принцев и графов»
Оставил след

  • Был прекрасным рассказчиком. Его рассказы нашли отражение в творчестве Гоголя, Герцена, Сухово-Кобылина, Н.А.Некрасова и др.
  • за Малым театром, в котором он служил, утвердилось неофициальное наименование «Дом Щепкина». Вплоть до середины 20 в. в нем играли прямые потомки М.С.Щепкина. Имя Щепкина носитВысшее театральное училище

ФАКТЫ

  • крепостной по рождению
  • до 75 лет находился на сцене
  • был выкуплен князем Николай Репниным-Волконским по подписке для выкупа артиста на собранные средства из крепостного состояния за 10000 рублей.Однако сначала Щепкины перешли в собственность самого князя Репнина. Окончательно же актер получил вольную лишь в ноябре 1821 года, а его семью отпустили значительно позже — когда Щепкин выдал князю векселя с обязательством выплатить за них 4 тысячи рублей
  • Женившись, крепостной Щепкин автоматически делал крепостной и его вольную супругу, и их будущих детей.


А.И.Герцен. Сорока - воровка
– Заметили ли вы, – сказал молодой человек, остриженный под гребенку, продолжая начатый разговор о театре, – заметили ли вы, что у нас хотя и редки хорошие актеры, но бывают, а хороших актрис почти вовсе нет, и только в предании сохранилось имя Семеновой; не без причины же это.

А.И.Герцен. Сорока -воровка
Екатерина Семёновна Семёнова
Русская актриса . (1786-1849)

«Невыносимо тяжелые условия, в которые был поставлен крепостной актер, не очень способствовали выработке талантов. Большая часть их погибла под давлением барского произвола. Те немногие, которым удалось вырваться из этой среды на волю и развить свой талант, обязаны большей частью тому или иному счастливому случаю; а сколько замечательных дарований сгинуло бесследно, устилая своими телами путь свободному театру».


К. Бестужев
Большое количество крепостных театров - показатель прогресса в культуре ?
Не обязательно.Создание своего театра - это дань моде и такое же развлечение,как охота.Грубое заимствование западной культуры.Уровень спектаклей,актёрской подготовки мог быть очень разным.Редко встречались театры,имеющие художественную ценность как у графа Воронцова в тамбовской губернии.Здесь артистов обучали,и они играли драмы А.П.Сумарокова, Мольера, И.Фонвизина, Дидро.Актёры получали жалованье и физически не наказывались.
Но самые выдающиеся театры были у графов Шереметевых в Кусково и Останкино.
Изменяла ли служба крепостных в труппах частных театров их положение к лучшему ?
Не менялось отношение к ним как к бесправной личности.
Актёр, музыкант мог между спектаклями исполнять другие обязанности.Например,быть камердинером,поваром,любой прислугой.
У И.С.Тургенева в рассказе "Льгов" дворовый человек рассказывает,кем он служил у господ: "был и ахтёром,на кеятре играл.Барыня наша кеятр у себя завела.Вот меня возьмут и нарядят,я так и хожу наряженный,или стою,или сижу.как там придётся.Говорят:вот что ни говори,-я и говорю.А потом опять в повара поступил..."
Многие владельцы театров физически наказывали за оплошности своих актёров - секли плетьми на конюшне.Князь Шаховский заставлял провинившихся стоять неподвижно с железной рогатиной на шее или сидеть на стуле с ошейником на шее, от которого тянулась к сиденью цепь.Была и другая сторона жизни крепостных актёров - в некоторых театрах царила распущенность,поощряемая барином.
В казённых театрах того времени служили свободные люди?
Не только.Значительную часть трупп составляли крепостные.Случалось, театральная дирекция покупала по случаю всю труппу целиком. Крепостным вменялось беспрекословно выполнять любые приказания,иначе их ждали розги,арест и отдача в солдаты.Крепостные актёры,купленные у Столыпина, Волконского, Демидова, составили большую часть труппы созданного в начале XIX века императорского театра в Москве.
История крепостной Золушки
Назвать её историей со счастливым концом,как в сказке "Золушка",всё же не получается.
Прасковья Жемчугова была талантливой актрисой,но были и другие прекрасные русские дарования,о которых мы не слышали,так как с ними не случилась такая удивительная история любви и превращения крепостной крестьянки в графиню.

Это история жизни крепостной актрисы графа Николая Шереметева, ставшей его женой.Прасковья Жемчугова , дочка кузнеца, попалась на пути молодого графа, моментально влюбившегося в неё.Тот на следующий дом забрал её в господский дом,где к ней был пристален целый штат учителей. У девушки был замечательный голос и обнаружилось актёрское дарование.Обучали её сценическому мастерству, танцам, музыке, игре на арфе и клавесине, иностранным языкам..Её появление на сцене в спектакле в роли Элианы произвело фурор.Появление фаворитки дало новую жизнь крепостного театра Шереметевых. Девушка жила во флигеле,где и другие актёры.Завистники досаждали ей сильно,давали прозвища,например, "кузнецова барыня".Ей приходилось терпеть,поскольку граф никак не мог определиться с её судьбой. До 1798 года он не отпускал её на волю и не решался жениться на ней. Параша мирилась со своим положением,во всяком случае,молчала о своих чувствах.Она даже не смела просить своего возлюбленного помочь её семье,хотя те этого просили.Прасковья оберегала графа от всего.Он же,любя её,не раз хотел порвать с актрисой,понимая,что им никогда нельзя будет заключить брак.Строил планы жениться на равной себе,но каждый раз возвращался к Прасковье.И всё-таки,однажды он принял решение о переезде в Останкино,где и обвенчался с любимой.Правда, не обошлось без поддельных документов и родственников. Жемчуговой нашли другого отца - шляхтича Ковалевского. Якобы кузнец был приёмным отцом.В глазах общества граф попытался обелить свой неравный брак. Но Прасковья прожила недолго в новом статусе.Родив мальчика 3 февраля 1803 года, через 20 дней она умерла от чахотки.
Авторство стихотворения приписывают самой Прасковье Жемчуговой.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну «первой русской поэтессой из крестьянства».

Песня "Вечор поздно из лесочка"
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website