книга о большой, но не взаимной любви
Место действия: Одесса
Оперный театр, ныне Одесский национальный академический театр оперы и балета.
Почему в Одессе? В повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» встречается название Лютеранского переулка, который находится в этом городе. Современное здание построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельнером.

«Гранатовый браслет» написан в 1910 году. Основан на реальных событиях.


В основу повести положена история, произошедшая с родовитой семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова.

"Лев Любимов: Я – Лев Любимов. Моя мать, Людмила Ивановна, в девичестве носила фамилию древнего княжеского рода литовских татар Туган-Барановская. В течение нескольких лет к ней почти каждый день приходили письма от неизвестного адресата, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Понимая, что их неравенство в социальном положении не оставляет ему никакой надежды на ответное чувство, он писал, что не в его силах прекратить напоминать о себе. Письма долго сохранялись в семье. Я в юности нередко читал их. Тон посланий был то выспренный, то ворчливый. Неизвестный то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его послания. В семье к письмам относились как к курьёзу, как к забавному анекдоту, и мой отец, Дмитрий Николаевич, который имел необыкновенную и очень своеобразную манеру рассказывать именно так, как это описал А. Куприн, нередко язвительно вышучивал их. Со временем интерес к ним пропал. Даже мать перестала читать эти письма. Лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание.

Так длилось до тех пор, пока от влюблённого телеграфиста (в одном из писем он признался, что служит на телеграфе и имеет "странную" фамилию) не был получен в подарок гранатовый браслет. Наша семья признала это за оскорбление. Как и было написано в повести, князь Любимов и брат Людмилы Ивановны – Николай _ разыскали служащего со "странной" фамилией Жёлтый. Отец потом рассказывал мне, что визит к Жёлтому потряс его. Телеграфист жил в убогой мансарде на шестом этаже. Там пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Отца поразила разница между нищим жильём мелкого чиновника и комфортной обстановкой нашего дома. Как осмелился неимущий пасынок общества преподнести дорогой подарок великосветской даме? Жёлтый в это время как раз составлял очередное послание. Во время объяснения отец больше молчал, а дядя, который был молод, горяч и высокомерен, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно".

"У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание".

К .Г. Паустовский
Гранатовый браслет - символ любви в повести.
Момент возвращения браслета – кульминация рассказа. Желткову стало понятно, что его любовь никому не нужна. Позвонив Вере Николаевне Желтков, решив свою судьбу, расстаётся и с браслетом: он просто дарит его своей квартирной хозяйке-польке, зная католический обычай украшать икону драгоценностями.
Браслет становится знаком, символом любви, которая как комета на мгновение осветила размеренную и однообразную жизнь героев рассказа, показывая им ее истинный смысл. В финале ясно, что ни Вера Николаевна Шеина, ни ее муж теперь не смогут жить по-прежнему.
Эта повесть о любви прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви. "Маленький человек" оказался способен на большое, всеобъемлющее чувство. Холодную героиню не пробудила гибель гибель героя, но заставила ее задуматься о своей жизни. Вера поняла, что "та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё".
В Гатчине, где жил А.И.Куприн, установлена выкованная из металла скульптура «Мужчина и Женщина» - это Вера и Георгий из повести «Гранатовый браслет».
Между скульптурами расстояние в 10 метров.Книжные Вера и Георгий никогда не были вместе, они даже никогда не встретились взглядами. Также и скульптуры на двух скамьях у аллеи: их тела обращены друг к другу, а лица смотрят в разные стороны.
«Как многие глухие, он [генерал Аносов] был страстным любителем оперы, и иногда, во время какого-нибудь томного дуэта, вдруг на весь театр раздавался его решительный бас: "А ведь чисто взял до, черт возьми! Точно орех разгрыз". По театру проносился сдержанный смех, но генерал даже и не подозревал этого: по своей наивности он думал, что шепотом обменялся со своим соседом свежим впечатлением.»


А.И.Куприн.Гранатовый браслет
Пятёрка театру !
Театр входит в пятёрку самых красивых театров мира.
  • Образцом для Одесской оперы послужил возведённый четырьмя годами ранее дрезденский театр.
  • Здание театра страдало от пожаров и грунтовых вод. В 1955-1956 годах под основание закачали 6 миллионов литров жидкого стекла, а здание полностью отреставрировали. Правительством было потрачено на это 4 млн. рублей и 9 килограмм чистого сусального золота. Но со временем архитектурное чудо продолжало разрушаться. С 1996 по 2007 годы театр капитально реставрировали, фундамент укрепили с помощью 1800 свай, которые под землей упираются в твердую каменную породу.
  • Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала.
  • В театре выступали П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов,Анна Павлова,Айседора Дункан, Энрико Карузо,Александр Скрябин и другие.
  • Пушкин упоминает Одесский театр в романе «Евгений Онегин»
  • У театра есть свои призраки и легенды. По одной из них ,огромное шестиметровое зеркало у лестницы обладает омолаживающим эффектом.
Made on
Tilda