Место и время действия - Москва,1811 год
Театр оперы / Арбатский театр
В романе Толстого во время посещения оперы Наташей Ростовой упоминаются некоторые из актёров театрального представления - мадемуазель Жорж и месье Дюпор. Луи́ Антуа́н Дюпо́р— французский солист балета, балетмейстер и балетный педагог, прибывший в Санкт-Петербург в 1808 году вместе с несколькими артистами, в т.ч. с актрисой Жорж (настоящее имя Маргарита - Жозефина Веймер). Они выступали в Большом театре Санкт-Петербурга, но бывали наездами и в Москве. Большой (Каменный) театр - петербургский театр, существовал в 1784—1886 годах и располагался на Театральной площади (позднее это здание перестроено под Санкт-Петербургскую консерваторию).
Мадемуазель Жорж ( по данным Википедии) посещала Москву дважды (в 1809 и 1812). А выход в оперу Наташи приходится на весну 1911года ( весной 1811 года произошёл захват Наполеоном герцогства Ольденбургского — наследственного владения русских императоров и об этом событии как о последней новости говорили за обедом у князя Николая Андреича Болконского). Но в ночь 1-го января 1811 г. Большой театр сгорел, так что, возможно, его труппа выступала в других театрах, в том числе и Москвы. Здание Петровского театра (Большого театра в Москве) сгорело в 1805 г. Так что, вероятно, спектакль, на котором побывала Наташа Ростова, проходил в Арбатском театре.При вступлении неприятеля в Москву в 1812 году Арбатский театр стал одною из первых жертв пожара.
ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА - ПОСЛЕОБЕДЕННЫЙ ДОСУГ ДВОРЯН
После обеда столичные дворяне отправлялись в театр, или на другое развлечение (клуб, маскарад, концерт). Не важно, какие актёры и что играли, но важно побывать в театре, "показать себя", заглянуть за кулисы, засвидетельствовать своё почтение актрисам.
Зрителям в театре давались ярлыки
Входные билеты в театр назывались ярлыками. Они печатались на толстой бумаге. Покупали их в кассах при театрах. В один ящик опускались деньги за вход, а в другом ящике находились ярлыки, которые выдавали в обмен на деньги.Такой порядок ввёл ПётрI.

Зрители объединялись в партии
Зрители, посещавшие театр, объединялись в театральные партии в зависимости от того, за кого из актеров они болели. За каретами знаменитых актеров бегали, высказывали им свое восхищение за кулисами.
Зрители в актёров бросались кошельками
Существовал и обычай кидать любимым артистам кошельки с деньгами. Метанием зрительских кошельков награждались наиболее известные певцы и певицы.
Писатели используют театральные эпизоды, чтобы решить свои художественные задачи, выразительнее построить мысли и образы. Театр в этом случае не просто декорация.
"Война и мир" относится к тем книгам, которые
делают театр камертоном, усиливающем чувства и эмоции героев
.
Толстой изображает театр как искусство неестественное.
И делает он это через отношение Наташи Ростовой к спектаклю.Ей смешно, она отвлекается, сюжет её не увлекает, игра актёров кажется фальшивой.


Она (актриса Жорж) «местами возвышала голос, местами шептала, торжественно поднимая голову, местами останавливалась и хрипела, выкатывая глаза».
Глазами Наташи мы наблюдаем не игру актёров ,а каких-то нелепых персонажей:"девицы в красных корсажах и белых юбках", "одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо, на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон",мужчина в шелковых в обтяжку панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками".

".....она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что все это должно было представлять, но все это было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них."

«во втором акте были картины, изо­бражавшие монументы, и была дыра в полотне, изображавшая луну… В третьем акте был на сцене представлен дворец, в котором горело много свечей и повешены были картины, изображавшие рыцарей с бородками».





This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website